24 февраля 1881 года была заключена продажа среднеазиатской Аляски - Илийская сделка.
Менее чем за месяц до убийства императора Александра II, в Санкт-Петербурге был заключен договор о продаже Китаю за 9 миллионов рублей серебром Илийского края - территории в Средней Азии площадью 55 тысяч квадратных километров (примерно как два Крыма) с городом Кульджа. Российская империя 10 лет владела этой территорией, завоевав ее у уйгуров.
История продажи Аляски и Алеутских островов общеизвестна, однако, наверное, мало кто знает, что это бывшее заокеанское владение было не единственной территориальной потерей Российской империи во времена правления Александра II.
Илийский край, как назвали его китайцы, был образован после уничтожения Джунгарии как западная часть Синьцзяна. В 1860-е годы Цинская империя оказалась охвачена пламенем народных бунтов и восстаний и в результате чего появился Кульджийский султанат. Россия не вмешивалась в эти восстания и укрепляла границу, опасаясь его распространения на соседние народы Средней Азии. Султанат был завоеван в 1871 году, когда русские войска под командованием генерала Г. Колпаковского разгромили войско Кульджийского султана Абиля-оглы, который возглавлял восстание уйгуров против китайцев, а потом безуспешно пытался отбиться от армии Российской империи. Причиной ввода русской армии в Илийский край стала угроза создания на синьцзянской территории большого и недружественного Российской империи мусульманского государства под опекой Англии и также сокращение торговли с Китаем. Российский МИД считал, что необходимо занять Кульджинский район, как называли его русские, навести порядок и, передав китайцам, восстановить торговлю. И с приходом русской армии в Кульджинском районе действительно наступил мир и порядок. Русская власть оказалась тверже султанской, но гораздо мягче китайской. Были отменены рабство и грабительские поборы, уменьшились налоги, поощрялось развитие внутренней и внешней торговли. Жизнь вошла в нормальное русло. Во времена пребывания Илийского края в составе России эти земли даже посетил известный художник Василий Верещагин, сделавший серию картин с натуры. И тут в отличии от МИДа у туркестанской администрации и большинства российских военных сформировалось убеждение против обещанной передачи района Китаю, в особенности долины верхней части реки Или и важных перевалов, связывающих Илийский край и Кашгарию. И вскоре на эти земли предъявил права Цинский Китай, ссылаясь на то, что он обладал этими землями еще в 18 веке и временно утратил над ними контроль в результате уйгурско-дунганского восстания 1864 года. После долгих переговоров Россия согласилась передать Илийский район Китаю за солидное вознаграждение и гарантию беспрепятственной деятельности там русских купцов.
Пекин проявил очень большую настойчивость в стремлении вернуть себе эту нищую территорию с враждебным населением, на которой не было никаких природных ресурсов, кроме гор, пустынь и скудных пастбищ. Вероятно, для него это было просто "делом принципа". Впрочем, даже не все китайские политики и чиновники одобряли возвращение Илийского края, в частности столичный губернатор Ли Хунчжан пытался убедить императора, что владение Синьцзяном убыточно, предлагал забыть об этой "дикой земле" и вспомнить о "японской угрозе" с моря, а деньги вкладывать не в сомнительную демонстрацию мощи европейским державам, а в гораздо более близкие проекты по реконструкции и строительству военно-морского флота. Но тем не менее, в России победила точка зрения МИДа, а в Китае мнение генерала Цзо Цзунтана, подавлявшего восстание в Синьцзяне и считавшего, что Китай должен продемонстрировать Европе свою мощь в подавлении антицинских восстаний на территории Синьцзяна, вернуть веру в силу Китая после проигранных Опиумных войн и заодно возвратить край любыми средствами, не допустив российского влияния на весь Синьцзян и также Монголию с перспективой их будущего присоединения.
Из территории Илийского края общей площадью 55 тысяч квадратных километров лишь западная часть (около 10 тысяч квадратных километров) осталась за Россией. Новая граница прошла по реке Хоргос через Или на восточный конец хребта Кетмень. И с тех пор граница между Китаем и России здесь не менялась. Ныне эта территория занимает большую часть Уйгурского и Панфиловского районов Алматинской области Казахстана. Даже долину реки Текес (примерно треть Илийского края) не удалось выторговать Российской империи, как изначально планировалось при заключении Ливадийского договора в 1879 году. Под влиянием британской дипломатии китайское правительство отказалось ратифицировать этот договор и начало строить планы по войне с Россией. Генералы Колпаковский и Кауфман были готовы дать отпор Цинской империи, но понимали, что конфликт с китайцами не будет легким. Геополитические интересы Российской империи в те времена были сосредоточены на Балканах и в Туркмении, а еще один военный конфликт в отдаленных и труднодоступных местах был ей совсем ни к чему. Поэтому Петербург решил уступить, несмотря на то, что российский посол в Пекине Бюцов выступал категорически против этой сделки. Против выступала и большая часть генералитета, путешественник Пржевальский, великий князь Константин Николаевич, а семипалатинский губернатор генерал Полторацкий предлагал пользуясь ситуацией, захватить также Урумчи и Кашгарию. Российский МИД же считал, что лучше урегулировать "Илийский кризис" путем уступок и что восстановить торговые отношения с Китаем - важнее приобретения новых земель, поскольку ранее Россия получала огромные прибыли от транзита китайских товаров, особенно чая, в Европу. Также китайские власти потребовали выдачи сбежавших в Россию уйгурских и дунганских повстанцев, но российский МИД отказался их выдать, а китайцы не стали настаивать.
В Китае с восторгом восприняли договор как значительный успех цинской дипломатии. Генерал Цзо Цзунтан, ранее заливший кровью очаги восстания в Ганьсу, а затем в Урумчи и Кашгарии, стал героем Цинской империи, вернувшим ей весь Синьцзян. После окончания "Илийского кризиса" Пекин в 1884 году осуществил реорганизацию административной и политической структуры Синьцзяна. Его столицей вместо пограничной Кульджи стал более безопасный Урумчи.
Сдача Илийского края проходила совсем не так, как передача Аляски американцам. На территории Русско-Американской компании аборигены-тлинкиты относились к российским колонистам, мягко говоря, недружелюбно, поэтому никто не захотел вместе с ними переселяться в Россию. И даже из числа русских переселенцев или лояльных российской власти аборигенов-алеутов многие решили остаться.
А на Илийских землях местное уйгурское население (русских там практически не было, кроме военных гарнизонов) абсолютно не желало возвращаться под власть Цинской империи, не веря в китайские амнистии, в результате чего более 107 тысяч уйгуров в начале 1880-х годов добровольно приняли подданство "белого царя" и ушли в Россию с родных земель, прежде чем туда вступили китайские войска. Большая часть осела в Семиреченской области. А переселившихся таранчей отправили на полученные по договору земли между Хоргосом и Борохудзиром, а также вдоль рек Тургень, Чилик, Чарын. Дунган поселили в долине Чу, а также на берегах Или вблизи поселка Илийский (ныне Капшагай). С тех пор на севере от Верного (ныне Алматы) появилась уйгурская слобода Султан-Курган. На западной окраине Верного появились Дунганская слобода, а также улицы Дунганская (ныне Масанчи), Таранчинская (Байтурсынова), Кульджинская (Макатаева), Сартская (Сейфуллина), Кашгарская. А бежавших еще сразу начала после восстания калмыков переселили подальше от мусульман на запад от Верного в местности Каскелен и Чемолган (Шамалган).